Обзор IT-новостей: самое интересное за сентябрь 2025
- Новости Одноклассников: соцсети помогают осваивать хобби, виртуальные экскурсии по святым местам городов Золотого кольца и Калужской области
- Интересные проекты Одноклассников: программа «Старшие решают», мероприятия ко дню борьбы с болезнью Альцгеймера
- Интеграция eLama и Roistat
- Эксперты узнали, какие профессии исчезнут из-за ИИ
- Исследователи рассказали, как ИИ повлиял на работу поиска в браузере
- Эксперты рассказали, как выбрать блогера для рекламы
- Блогеры в Telegram стали богаче: их доход увеличился на 44% за год
- Эксперты рассказали о важнейших трендах в сфере монетизации мобильных приложений
- Рекламодатели увеличили бюджеты на видеорекламу в VK
- Яндекс UrbanAds запустил автоматическое тестирование креативов в баннерах
Новости Одноклассников: соцсети помогают осваивать хобби, виртуальные экскурсии по святым местам городов Золотого кольца и Калужской области
ОК и Аналитический центр НАФИ узнали, какие хобби нравятся россиянам. Оказалось, что для соцсети помогают многим людям изучать новые хобби и находить собеседников по интересам. Большинство увлекаются ручным трудом:
- текстиль: шитьё, вязание, вышивка — 54%;
- ДПИ: создание украшений, предметов декора, росписей, картин по номерам и др. — 39%;
- деревообработка, столярное дело, резьба — 18%;
- кастомизация вещей — 10%;
- обработка и изготовление металла, керамики, стекла — 12%.
Жители Санкт-Петербурга, Казани и Челябинска чаще остальных увлекаются ювелирным делом, обработкой металла и другими видами хобби, которые требуют специального оборудования и материалов. В этих городах много мастерских.
Опрошенные пользователи ОК ответили, что занимаются хобби, чтобы отдохнуть от работы, а также для самовыражения. 77% респондентов занимаются хобби не ради заработка и не получают денег за своё творчество.
Больше половины опрошенных занимается любимым делом несколько раз в неделю, 7% — раз в 1–2 месяца, около 25% — каждый день.
Соцсети превратились в образовательную платформу, где можно обучиться любому хобби. 56% респондентов всему научились сами с помощью видеоуроков, постов, фотографий и других материалов, опубликованных в соцсетях. Старшие, опытные наставники были только у 30% опрошенных.
ОК и журнал «Фома» создали просветительский проект «Духовные тропы Золотого кольца», в рамках которого пользователи соцсети могут посещать видеоэкскурсии по святым местам городов Суздаля, Сергиева Посада, Костромы, Владимира, Ярославля, Переславля-Залесского, Иванова, Углича, Ростова Великого и др. Посетители увидят монастыри и храмы, послушают лекции об истории местных реликвий, узнают жития местных святых. Для создания этих видео применялись детальная и панорамная съёмки. К каждой видеоэкскурсии прилагается подробный аудиогид-лектор. Всего создано 8 видеоэкскурсий. Вторая часть проекта «Духовные тропы» рассказывает о святых местах Калужской области. Все видео можно посмотреть в официальном сообществе журнала «Фома» в ОК. Благодаря проекту «Духовные тропы» пользователи соцсети смогут отправиться в виртуальное паломничество.
Интересные проекты Одноклассников: программа «Старшие решают», мероприятия ко дню борьбы с болезнью Альцгеймера
ОК и фонд «Внуки» создали проект «Старшие решают» в рамках федеральной программы «Молоды душой». Цель проекта — вдохновить людей старшего возраста на активную жизнь. В группах фонда «Внуки» и «Молоды душой» опубликовано много интересных и полезных материалов для пожилых людей. Среди прочего там есть комикс, герои которого (пожилые люди) совершают подвиги, спасают других, задерживают преступников, занимаются спортом, прыгают с парашютом. В группах проекта есть много видеороликов, в которых пожилые люди рассказывают о своих увлечениях, жизненных целях и достижениях. Там же можно узнать, какие знания и навыки ценят работодатели в пожилых сотрудниках.
С 21 по 30 сентября Одноклассники вели проект, посвящённый Всемирному дню борьбы с болезнью Альцгеймера. Соавторы проекта — поисково-спасательный отряд «ЛизаАлерт» и благотворительный фонд «Альцрус», который помогает людям с деменцией и их семьям. Создатели подготовили много важного и полезного контента.
В группе фонда «Альцрус» в ОК можно найти множество игр и головоломок для стимуляции работы мозга и поддержания его когнитивных функций. Эти игры тренируют и развивают навыки восстановления последовательности слов и чисел, а также запоминания объектов. Это отличные методики профилактики деменции.
В группах «Лиза Алерт» и «Альцрус» опубликованы видеозаписи лекций, прямых эфиров и множество постов. На лекциях эксперты рассказывают о ранней диагностике деменции, о её первых симптомах, о профилактике этой болезни. Пользователи ОК узнают, как ухаживать за людьми с болезнью Альцгеймера, что делать, если больной человек потерялся. Деменция — одна из основных причин пропажи пожилых людей.
Интеграция eLama и Roistat
Все инструменты сервиса Roistat стали доступны прямо в маркетплейсе eLama. Пользоваться ими можно бесплатно. Платформа Roistat предназначена для сбора статистики и сквозной аналитики, а также для проведения оптимизации рекламы. Теперь продавцы на маркетплейсе eLama получат доступ к расширенной аналитике. Они могут отслеживать источники заказов, работать с базой клиентов, получать лиды, изучать эффективность рекламы по 40 различным показателям.
Эксперты узнали, какие профессии исчезнут из-за ИИ
В ходе исследования эксперты выяснили, что почти 40 специальностей могут исчезнуть из-за повсеместного внедрения искусственного интеллекта. Это профессии, связанные с написанием текстов, созданием кода, работой с цифрами, рисованием, дизайном. Больше всех рискуют остаться без работы редакторы, авторы, копирайтеры, аналитики, маркетологи, программисты и даже фотомодели. Чтобы не лишиться работы, специалисты рекомендуют срочно изучать нейросети.
Исследователи рассказали, как ИИ повлиял на работу поиска в браузере
Теперь все поисковые системы работают с помощью искусственного интеллекта. Важно понимать, как ИИ повлияли на процесс и результат поиска.
В ответ на свой запрос пользователь получает краткий ответ, в котором собраны материалы с нескольких тематических сайтов. Нейросеть выбирает самые релевантные сайты, собирает информацию и генерирует небольшую статью, которая отображается в верхней части страницы сразу под поисковой строкой.
ИИ перераспределяет источники трафика, поэтому бизнесу следует тщательно продумывать новые стратегии маркетинга. Теперь каждый бренд должен быть представлен в нейропоиске, иначе пользователи не смогут его найти.
Результаты исследования, проведённого экспертами, стоит учитывать при построении новой маркетинговой стратегии. Согласно исследованию, свыше 35% запросов в Яндексе получают генеративные ответы. Всего генеративный поиск используют 378 млн человек по всему миру. Яндексовским «Поиском с Алисой» пользуются 88 млн человек. Многие люди (более 30% опрошенных) не переходят на сайты, а принимают решение сразу по ответу от нейросети.
Эксперты рекомендуют предпринимателям сделать три важных шага:
- проверить присутствие бренда в нейроответах;
- выбирать такие форматы контента, которые нейросети выбирают чаще всего;
- адаптировать под новые алгоритмы поиска контент-стратегии и SEO.
Чаще всего нейропоиск используют предприниматели, работающие в таких сферах, как спорт, финансы, СМИ, беттинг. Нейросети стали обрабатывать в 2 раза больше коммерческих запросов, чем в прошлом году.
Эксперты рассказали, как выбрать блогера для рекламы
Специалисты провели исследование инфлюенс-маркетинга. Компании из различных бизнес-отраслей рекламируют свои товары и услуги с помощью блогеров. Для этого они выстраивают системную работу, стратегии взаимодействия и личные связи с блогерами. Большинство респондентов, участвовавших в опросе, выбирают блогеров по определённым критериям. Важнейший из этих критериев — не количество подписчиков, а их вовлечённость, охваты постов, совпадение ценностей, тематическая релевантность. Поэтому микроблогеры и средние блогеры оказываются гораздо эффективнее для сотрудничества, чем крупные инфлюенсеры.
Подписчики микроблогеров наиболее сильно вовлечены в контент. Реклама у таких блогеров стоит недорого и не несёт никаких репутационных рисков. Она работает почти как «сарафанное радио», поэтому вызывает доверие у многих. Микроблогеры открывают бизнесу возможность путь к нишевой и молодой аудитории.
Благодаря долгосрочному сотрудничеству и тесным личным связям блогер может стать амбассадором какого-либо бренда, размещать у себя эксклюзивную рекламу, предлагать выгодные условия.
Бренды предпочитают такие виды рекламного контента:
- короткие вертикальные видео;
- мемы;
- брендированные подложки;
- UGC-контент;
- коллаборации;
- интерактивные инаппы;
- спецпроекты;
- стриминги;
- аутролы;
- нативные форматы.
Гораздо реже используются длинные тексты, сторис, конкурсы. Чтобы оценить эффективность рекламы, предприниматели используют сквозную аналитику, UTM-метки, промокоды. Широко востребованы сервисы аналитики, работающие на базе ИИ.
Предприниматели ведут «чёрный список» блогеров, не рекомендованных к сотрудничеству. Речь идёт о блогерах, которые нарушают техническое задание, накручивают трафик, срывают сроки, забирают предоплату и не выходят на связь.
Большинство брендов предпочитают омниканальные интеграции и масштабные коллаборации с блогерами, а не единичные или кратковременные размещения рекламы.
Блогеры в Telegram стали богаче: их доход увеличился на 44% за год
По данным Tribute (платформы монетизации контента в Telegram), в 2025 году многие блогеры получают доход напрямую от своих подписчиков, которые платят за авторский контент. Несколько лет назад зарабатывать в Телеграм удавалось только крупным инфлюенсерам за счёт рекламы брендов. Теперь заработок в мессенджере Telegram стал доступен более широкому кругу пользователей.
Как зарабатывают Telegram-блогеры:
- платные подписки аудитории на закрытые каналы — 74%;
- донаты — 22%;
- продажа товаров (цифровых, физических, кастомных) — 2%;
- продажа авторских курсов, мерча, музыки и др. эксклюзивного контента — 2%.
Средний месячный доход блогера вырос на 44% по сравнению с прошлым годом. Наиболее быстро растут блоги, посвящённые таким темам, как развлечения, образование, новые технологии. Немного отстают такие тематики, как саморазвитие, психология, финансы, музыка, здоровье, общество, красота, мода.
Эксперты рассказали о важнейших трендах в сфере монетизации мобильных приложений
Исследователи изучили результаты AppMetrica и назвали несколько главных трендов на рынке мобильных приложений. По их сведениям, 7 из 10 мобильных приложений имеют монетизацию. Из них 25% зарабатывают на рекламе. Но значительно сократилось количество приложений, монетизированных благодаря платным подпискам и покупкам (In-app Purchases).
Около 10% монетизированных приложений получают доход из нескольких источников. 77% из них зарабатывают на покупках внутри приложения и на рекламе. Лишь 22% сочетают все три варианта (покупки, подписка, реклама).
Чтобы успешно зарабатывать на рекламе, разработчикам мобильных приложений надо внимательно изучать отчёты монетизации по показателям, отражающим поведение пользователей. Особенно важны показатели Ad Revenue и In App.
Рекламодатели увеличили бюджеты на видеорекламу в VK
В течение первых 6 месяцев 2025 года больше 33% рекламодателей расширили свои бюджеты на VK-рекламу в видеоформате.
Аудитория VK Видео достигла 76,4 млн человек, а общее время просмотра увеличилось в 4,4 раза за текущий год. Поэтому 42% рекламодателей увеличили расходы на видеорекламу.
В течение первого полугодия объём показов видеорекламы вырос на 54%, а выручка от рекламы — на 71%. Особенно востребованы нативные интеграции и реклама внутри прямых эфиров (Instream).
Короткие видео длиной до 10 секунд набрали самый высокий CTR (коэффициент кликабельности). Этот коэффициент растёт после каждого повтора рекламы. Видео, созданные ИИ, так же хорошо востребованы, как и снятые вручную.
Чаще всего пользователи досматривают до конца видеорекламу товаров для здоровья и продукции повседневного спроса. Бюджет увеличили рекламодатели, работающие в таких сферах, как образование и работа, недвижимость, еда и напитки, домашние товары.
Яндекс UrbanAds запустил автоматическое тестирование креативов в баннерах
Рекламодатели, работающие с сервисами Яндекс UrbanAds (Яндекс Go, Лавка, Деливери, Еда, Маркет), теперь могут тестировать рекламные креативы прямо в баннерах перед размещением. Нужно создать одну рекламную кампанию и добавить в неё все варианты баннеров. Затем ИИ автоматически протестирует и выберет лучший (наиболее кликабельный), а заодно увеличит количество его показов. Все результаты тестирования отображаются в аналитике.